Сайт воспитателя Котоманова Екатерина Андреевна МА ДОУ 29

Инновационные методы и технологии в работе с детьми раннего возраста

Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются. Обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.), развитие мотивации к учебной деятельности и использование как традиционных, так и нетрадиционно-инновационных приемов, методов и технологий содействуют сохранению жизни и укрепления здоровья детей, а также успешной социализации и становление социокультурного опыта ребёнка в соответствии с возрастными особенностями. Одна из актуальных проблем современности – это воспитание и развитие детей раннего возраста. Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи в разных образовательных областях. Для возрождения педагогики раннего детства создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии, которые приобретают системный характер.

К числу современных образовательных технологий относятся:

  • Технология информационного обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология игрового обучения;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач;
  • Личностно-ориентированные технологии [1].

 

В своей педагогической практике я использую следующие инновационные методы и приемы работы с детьми раннего возраста

в условиях введения ФГОС:

  • Су- Джок терапия для детей раннего возраста;
  • Хеппенинг;
  • Сенсорные коробки;
  • Ковролинография;
  • Бусоград [2].

 

Су - Джок терапия - это здоровьесберегающая технология в формировании физического и психического здоровья детей раннего возраста, а так же эффективная методика для развития мелкой моторики рук и речевого развития детей. Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами, разделённый на две половинки, в которых находятся два колечка. Кольца, сделанные из эластичной, металлической проволоки очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками массажируем пальчики, при этом по всему организму ощущаются приятные покалывания и ощущения [3]. Использование такой формы работы с детьми раннего возраста, как пальчиковая гимнастика помогает мне открывать большие возможности для развития мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Чтобы занятия были более разнообразными, интересными и процесс массажа не показался детям скучным, я использую стихотворный материал:

 

Хеппенинг - форма современного искусства, которая представляет действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг усиливает интерес детей к изобразительной деятельности, включая в себя импровизацию и не имея чёткого сценария, при нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату. Такой способ нетрадиционного изображения можно отнести к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции[4]. На занятиях по изодеятельности я использую такой вид хэппенинга, как рисование пальчиками, кулачком, ладошками.

 

Сенсорные коробки - это дидактическое пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, ёмкость, которого наполнена всякого рода тактильным материалом. Наполнителями для моих сенсорных коробок являются разные крупы, макароны, мука, природный материал, водный наполнитель и другие. Главное назначение таких игр даёт возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка. Такие игры стимулируют развитие познавательных процессов, обогащают сенсорный опыт ребёнка и способствуют развитию мелкой моторики.

 

Ковролинография – это современный занимательный комплекс, который представляет собой полотно из ковролина и крепится к стене. Ковролинограф позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру и создаёт условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время, а так же в ходе режимных моментов. Работа с детьми раннего возраста с использованием ковролинографа помогает мне в развитие творческих способностей детей и развивает координацию движений общей и мелкой моторики, зрительное, тактильное и слуховое восприятие, а так же создаёт положительный эмоциональный настрой в группе.

 

Бусоград - авторская необычная методика педагога Майи Ивановны Родиной, которая позволяет развивать речь ребёнка простым способом и открывает творческие способности детей. Методическое пособие «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» просто уникально! Вместе с детьми создаём оригинальные картины, придумываем свои игры при помощи бус. В использование данной методики есть особая магическая сила для детей – это «Бусинки», каждый, кто к ней притронется, тоже станет добрым Волшебником! Благодаря применению в работе с детьми раннего возраста техники «Бусоград», у малышей быстрее развиваются речевые способности.

 

Таким образом, введение инноваций и альтернативных программ развития ребёнка в ДОУ является реализацией воспитательно - образовательного процесса раннего возраста как базисная основа всего последующего развития ребенка, с помощью которых, новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

 

Оставить комментарий: