Современные требования к профессии воспитателя в группах раннего возраста
«Современному ребёнку – современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!
А кто же такой «современный воспитатель»! Давайте порассуждаем.
Сегодня, как никогда ранее, растёт ответственность педагога перед обществом за качество воспитания и обучения детей раннего возраста. Воспитателю необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом и примером для подражания. От его личностных качеств и профессиональных умений во многом зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.
Давайте рассмотрим современные требования к профессии воспитателя в группах раннего возраста:
1. Воспитатель должен быть искренним и непосредственным. Ведь малыши очень чувствительны и быстро распознают ложь, равнодушие, недоброжелательность.
2. Крайне важно для педагога позитивно принимать детей и доброжелательно к ним относиться. Это подразумевает положительное отношение педагога независимо от того, что и как ребёнок делает. Он должен быть свободен в общении со взрослым. Ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для него. Ребёнок должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, на него обязательно обратят внимание. Взрослый постарается понять его и помочь.
3. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Воспитатель, обладающий этим качеством может без труда войти во внутренний мир ребёнка, чтобы лучше понять его чувства, мысли и переживания. Эмпатия подразумевает не только умение слышать слова малыша, но и понимать то, о чём он не договаривает.
4. Все педагоги сталкиваются с проблемой адаптации ребёнка к детскому саду.Многие дети с большим трудом переживают разлуку с мамой: сильно плачут и сопротивляются любым попыткам вовлечь себя в любую игровую деятельность. В данной ситуации от воспитателя требуется терпение и умение вызвать доверие к себе не только ребёнка, но и его мамы.
5. Ещё одной немаловажной особенностью в работе с детьми раннего возраста является необходимость личной обращённости к ребёнку. Необходимость индивидуального подхода очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Так как маленький ребёнок способен воспринимать только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему, а не целой группе.
6. Дети раннего возраста не могут регулировать своё поведение посредством слова.На них не действуют: всякие инструкции, призывы к послушанию, объяснения правил и т. д. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными и эмоциональными. Здесь необходим определённый артистизм от воспитателя. Современный воспитатель должен воспитывать не словами, а своими чувствами и действиями.
7. Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Таким образом, анализ современных требований к профессии воспитателя показал, что к личности воспитателя общество предъявляет ряд серьезных требований. Есть главные, устойчивые требования, постоянно присущие воспитателю всех эпох, времен и народов. К таким требованиям относятся: любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в области дошкольной педагогики и психологии, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к воспитателю, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др.
Но новая общественно-политическая, экономическая ситуация, сложившаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они, в свою очередь, определяют требования, предъявляемые к личности воспитателя в соответствии с велением времени. В данный момент обществу необходим воспитатель нового типа,которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления; готовность решать творческие и исследовательские задачи; экспериментатор; профессионально компетентный в области информационной и коммуникативной деятельности; владеющий новыми технологиями и готовый работать в условиях рыночной экономики; способный постоянно самосовершенствоваться и повышать свое образование.